
ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ
Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Пешеходы (независимо от наличия или отсутствия у них водительского удостоверения) обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.
Обучение Правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дорогах проводится в образовательных учреждениях, начиная с дошкольного возраста. Госавтоинспекция, со своей стороны, принимает активное участие в этом процессе, обеспечивает образовательные учреждения необходимыми методическими пособиями, плакатами, световозвращающими элементами и т.д.
Обязанностям пешеходов посвящен раздел 4 Правил дорожного движения, в котором предусмотрены практически все ситуации, которые могут возникнуть в процессе их передвижения по дорогам и прилегающим к ним территориям.
Правила безопасного поведения на дороге
Общие правила поведения участников дорожного движения
• Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
• знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
• помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
• Участникам дорожного движения запрещается:
повреждать или загрязнять покрытие дорог; • снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
• оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Безопасность пешехода на дороге
• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
Движение пешехода по улице в сильный гололед
• Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);
• Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.
• При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.
• При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение – это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.
Переход проезжей части дороги
• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны
• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
• Нельзя выбегать на дорогу.
• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
• При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
Безопасность пассажира
• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.
• При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.
• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
• При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.
• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.
• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.
• При выходе из общественного транспорта дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
Для пешеходов за нарушение правил дорожного движения законодательством предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственности.
К пешеходам относятся лица, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. Также к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Пешеход является участником дорожного движения, и Правилами дорожного движения (далее – ПДД) к его поведению на дорогах предъявляются определенные требования. В частности он должен действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Лица, нарушившие ПДД, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п.п. 1.2, 1.5, 1.6 ПДД).
Пешеход подлежит административной ответственности за нарушение ПДД:
➡️переход дороги в неположенном месте или на красный сигнал светофора по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ - к наказанию в виде штрафа в размере 500 руб.
➡️ создание помех в движении транспортных средств по ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ - к наказанию в виде штрафа в размере 1000 руб.
Если такое деяние повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего - к наказанию в виде штрафа в размере 1500 руб.
Важно знать:
Если пешеход своими действиями спровоцировал аварию и кто-то серьезно пострадал (получил тяжкий вред здоровью или наступила смерть), то за такое деяние предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы до 7 лет (ст. 268 УК РФ).
Пешеходы также несут гражданскую ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью и морального вреда на общих основаниях, в том числе и перед владельцами источников повышенной опасности — автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств.
Использование световозвращающих элементов
В соответствии с требованиями п. 4.1 ПДД РФ пешеходам, двигающимся в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Более 90% наездов на пешеходов с тяжелыми последствиями совершается в темное время суток. Водитель, двигаясь с ближним светом фар и скоростью около 40 км/ч, может заметить пешехода на расстоянии 25 метров – возможности затормозить и избежать наезда в этом случае нет.
Применение световозвращающих элементов (СВЭ) может на 70% уменьшить риск гибели участников дорожного движения в ДТП. Световозвращающие элементы – это элементы, изготовленные из специальных материалов, обладающие способностью возвращать луч света обратно к источнику. Разместить световозвращающие элементы на одежде необходимо на высоте от 0,8 до 1 м от поверхности проезжей части. Наиболее всего заметна - прямая световозвращающая полоска длинной не менее 7 см. Лучше использовать одновременно несколько СВЭ различных форм и размеров, которые необходимо прикрепить на верхнюю одежду, шапки, сумки, рюкзаки, коляски, велосипеды. Идеальным вариантом является сигнальный жилет со световозвращающими элементами, надетый на верхнюю одежду. Пешеход в таком одеянии виден на расстоянии от 200 м при ближнем свете фар и до 350 м при дальнем свете.
В то же время наличие СВЭ на одежде не дает преимущества в движении, а всего лишь помогает водителям увидеть на дороге пешехода.
Отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску
Правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности
«Средство индивидуальной мобильности» (далее СИМ) — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства). Объединяет их одна общая черта: все они предназначены для передвижения только одного человека.
Первоочередное, предназначенное место передвижения — это
«Велосипедная дорожка», «Велопешеходная дорожка» и «Велосипедная зона».
Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Правила передвижения на СИМ закреплены в разделе 24 Правил дорожного движения РФ.
Движение детей до 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон, только в сопровождении взрослых.
Движение детей в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Движение в возрасте старше 14 лет лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности должно осуществляться: по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности в пешеходной зоне
- в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг и при соблюдении одного из следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедиста в возрасте до 14 лет.
При отсутствии вышеперечисленных элементов или отсутствии возможности двигаться по ним — разрешается движение по обочине.
Допускается движение на средствах индивидуальной мобильности по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов;
- средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц использующих для движении СИМ пешеходы имеют приоритет.
При управлении средством индивидуальной мобильности проезжую часть по пешеходным переходам необходимо переходить пешком.
Водителям СИМ запрещается:
- управлять средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией средства индивидуальной мобильности;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- буксировка средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
СИМ с мощностью двигателя от 250 Вт до 4 кВт - мопед
Если мощность двигателя средства индивидуальной мобильности составляет от 0,25 до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч, СИМ можно сравнить с мопедом, если максимальная скорость превышает 50 км/ч, то СИМ можно приравнять к мопеду.
Если мощность двигателя составляет более 250 Вт, то такие средства индивидуальной мобильности относятся к мопедам и рассматриваются, как
транспортные средства. Прежде всего надо знать, что указанным транспортным средством может управлять водитель, у которого имеется водительское удостоверение категории «М» либо наличие любой категории водительского удостоверения.
Согласно ПДД при управлении данным транспортным средством водитель должен быть в застегнутом мотошлеме без пассажиров (если конструкция не позволяет).
На проезжей части такие водители имеют право двигаться по правому краю дороги и обочине, либо по полосе для велосипедистов.
Если вы, все-таки управляете электротранспортом, не имея права управления и Вам исполнилось 16 лет, за данное нарушение ПДД РФ предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей.
Важно понимать: когда вы становитесь водителями, нарушая Правила дорожного движения, подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизнь других участников дорожного движения.
Отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Ижевску